Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы с.Кардаилово Илекского района - Батюшка – слово теплое.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Батюшка – слово теплое.

 

Оренбургские епархиальные ведомости, февраль 2009г.

 

 

 

 

 

 


 

 

Хрусткий белый снег в селе Кардаилово. Нет тут фабрик, нет заво­дов, по улицам то и дело проез­жают сани, запряженные лошадьми. И вот среди зимней белизны, в которую вкрап­лены темные пятна перелеска, да желтые— раскиданной на дороге соломы вдруг вы­растает на краю села круглый храм Покрова Пресвятой Богородицы. Его удивительная архитектурная особенность, да еще веселая желтая краска, которой выкрашена верх­няя часть, рождает в душе неожиданное, какое-то детское чувство восторга. Какой храм посреди села! Да еще с колоннами... Красивый старинный храм 1828 года постройки - гордость всех кардаиловцев. В Илекском районе, где раньше храмы были почти в каждом селе, остался более-менее це­лым только вот этот. Но само строение, пусть даже красивое, не было столь привлекатель­но для сельчан, если бы настоятелем в нем не был удивительный, очень мудрый, живой по характеру иерей Валерий Логачев.

 

Как пьяница исцелился от греха

Дружная семья Логачевых в село приехала по указу митрополита Леонтия в сентябре 1998 года и довольно быстро  «при­шлась ко двору». Батюшка очень добрый, внимательный, двери его дома открыты днем и ночью. Порой мужикам на трезвую голову стыдно на исповедь в храм идти, так они приходят после полуночи домой к свя­щеннику пожалиться. Один, такой вот, на путь истинный направился. Не раз говорил, мол, на себя смотреть тошно, а ничего сде­лать не могу. Священник сказал ему: «Что ты ко мне ходишь, иди в храм, у Господа проси!» И вот горемыка месяц за месяцем, даже в пьяном виде, приходил в храм и мо­лился у иконы Николая Угодника, его не гнали, терпели. Исцелился! Уже несколь­ко лет даже капли в рот не берет, плетет замечательные корзины для куличей.

К иконе Николая Угодника в кардаиловском храме особое, трепетное отноше­ние. Образ, написанный на металле,  конечно, удивительно краси­вый. Святой взирает на молящихся строго, но с большой любовью. Говорят, что гла­ва сельской администрации не раз в пе­риод задержки финансирования молился у образа Чудотворца, деньги приходили на следующий же день. А что? Под Бо­гом ходят, у Бога просят, вот многое и получается...

Особый разговор о духовном воздей­ствии Православия на ребятишек, кото­рых в Кардаилово — целый детский дом! В храм - через дорогу,  на Причастие и Исповедь вос­питанники приходят добровольно и ре­гулярно. Воспитатели хором утвержда­ют, что занятия в православном кружке, который уже не первый год ведет в де­тском доме старший воспитатель Лада Георгиевна Старикова, помогают уберечь детей от плохого. Ведь у большинства из них нет ни ма­тери, ни отца, кроме Господа и Божией Матери...

Особую «скрипку» в этой духовной сим­фонии играет заместитель директора кардаиловского детского дома Ирина Кравцова. Женщина молодая, но мудрая. Да с эти­ми ребятишками седых волос прибавляется очень рано! У Ирины Анатольевны был свой непростой путь к Господу, об этом мы расска­жем в следующих номерах нашего журнала. У нее буквально каждый день насыщен таки­ми происшествиями, такой ответственностью за сирот, что без Бога и святых заступников тут просто не обойтись. Был случай, убежа­ли из детдома сразу пятеро ребят, подались в неизвестные края. Заместитель директора, не найдя лучшего решения, упала на колени и стала слезно просить у Николая Угодни­ка и Божией Матери заступничества. Дети были найдены буквально в два дня. Сами вышли к машинам, на которых воспитатель­ницы искали «бегунков» на трассе!

Но мы немного отвлеклись. Речь-то идет об удивительных иконах кардаиловского храма. Любой священник, а не только отец Валерий Логачев, подтвердит тот факт, что иконы в храм «приходят» вовсе не случайно! Я имею в виду не современное убранство храма, а те старинные иконы, которые начинают появ­ляться в церкви, когда та открывает свои двери. Их приносят бабушки и дедушки, спас­шие святые образы от поругания во времена революции, семьи репрессированных, кото­рые прятали иконы у себя в сундуках под платьями и боялись сказать что-либо о том, какие драгоценные семейные реликвии на­ходятся у них дома, иначе всю семью отпра­вили бы на расстрел или на лесоповал. Так, например, две иконы в храме принадлежали ранее семейству Нестеренковых—это Пресвя­той Богородицы «Казанская» и святителя Иннокентия Иркутского. Семейство в свое время за принадлежность к Церкви и каза­честву (глава семьи был пострижен в монахи с именем Иннокентий, а один из сыновей был регентом) подверглось жестоким репрессиям со стороны красных властей, пришлось им убегать из дома ночью, в чем были, взяли с собой только икону Казанской.

Про чудо, связанное с иконой «Неопали­мая Купина», рассказал мне отец Валерий. Однажды с ее помощью, пока не приехал пожарный расчет, пришлось тушить огонь. Пламя полыхало в колхозной конторе, при­хожане вместе с отцом Валерием обошли с молитвой и иконой горящее строение, и... огонь спрятался под крышу. Удалось даже отстоять некоторое имущество. В селе, ко­нечно, немало скептиков, которые не верят ни во что. Но вот этот факт, как говорит­ся, заставил задуматься.

Еще одну икону-страдалицу принесли в храм недавно, сзади—надпись на доске: «Свя­тая икона написана Александрой Стрижекозиной на святой Елеонской горе, там же освяще­на и пожертвована в церковь Кардаиловской станицы, 1911 год». Видимо, в годы лихолетья она была забрана из храма, а потом служила в курятнике цыплячьей загородкой!

 

Но больше всего событий связано со старин­ной афонского письма иконой св. великомуче­ника и целителя Пантелеимона. Великомуче­нику здесь регулярно служатся молебны, со всей округи приезжают люди, берут масло из лампады, по вере многим дается исцеление.

Жизнь духовная—просветляющая

О постижении Псалтири на церковносла­вянском у отца Валерия есть собственная история. Никак в свое время не давался ему язык наших предков.

—Я к 97-му году несколько лет уже пел на клиросе, начал читать, мне стали дове­рять  шестопсалмие и Апостол. Но вот озвучи­ваю, как попугай, а понимать — не понимаю. Купил двуязычный Новый Завет, стал чи­тать ежедневно по главе. Читаю — строч­ку по-славянски, ту же строчку смотрю в переводе. Пытался без перевода — не по­нимаю. Наступал Великий пост, службы долгие, читать надо много, а как без поня­тия? Ох, и взмолился тогда: «Господи, да помоги ж ты мне, безтолковому! Не для соб­ственного удовольствия нужно, для дела!» Наступил пост, спал на полу, под подушку клал тот самый Новый Завет. Недели две в книгу не заглядывал, чтобы не расстраи­ваться. Потом все-таки открыл—вот это да! Перевод не нужен - все понятно! Слава Господу!

 

—Я сегодня почти любого прихожанина могу поставить на клирос! — говорит он.

Как так получилось, что почти все по­стоянные прихожане знают церковносла­вянский язык и могут свободно читать Псалтирь? Перед началом Великого поста в храме однажды объявили, что все жела­ющие могут обучиться клиросному чтению. Набралось человек пятнадцать. Служили каждый день—полунощницу, часы, повече­рие. В селе люди образованные — три учеб­ных заведения: школа, училище, детский дом. Много педагогов, тянутся к знаниям даже в пожилом возрасте.

В свое время в иконной лавке собора я скупил больше десятка «Православных богослужебных сборников»,— поясняет отец Валерий, — которые нас и выручают уже больше десяти лет. Вот эти сборники и раздали. Сначала люди следили за чтени­ем опытных чтецов. Потом самые смелые получали задание на следующий день — часы, кафизмы. В посту чтения много, за день че­рез клирос пропускали до шести человек.

В первый день каждый читает, как мо­жет—не останавливаем, на ошибки вни­мания не обращаем,— рассказывает даль ше священник. — Главное, чтобы человек преодолел страх и смущение, почувство­вал поддержку окружающих. На второй день служим с остановками—на каждой ошибке. На третий день ошибок бывает немного. И так за время поста обучили всех, кто хотел...

Следующий шаг—научиться понимать текст Священного Писания. Со второй недели поста уже чтение Евангелия на часах. У каждого в руках—Новый Завет на русском. Объявляю, какую главу начи­наем. Читаю не спеша, чтобы пожилые могли спокойно следить и осмысливать. В общем, за два Великих поста мои са­мые активные прихожане научились по­нимать службу!

Самое интересное, что довольно долгие церковные службы, да еще и с остановка­ми, пролетали как бы на одном дыхании, после окончания не было усталости, хо­телось служить еще!—радостно констати­рует отец Валерий.

А лет шесть назад в Кардаилово органи­зовали чтение Псалтири целым приходом. Собрали желающих двадцать человек, составили список и распределили кафиз­мы. Каждый читал за день одну кафизму. В итоге за двадцать дней прочитывалась вся Псалтирь. Также получается, что вся Псалтирь прочитывается на приходе за сут­ки. На «славах» читаются поминовения о здравии и о упокоении. Для людей все эти действия священника оказались очень важ­ными: приход становится более сплоченным, мы не только делаем общие дела, но и молимся совместно и в храме, и дома. Договорились считать, что если кто-то не прочитал положенной кафизмы, враг ворвался в наш круг. Ведь не секрет, что в селе при большой физической нагрузке к вечеру валятся с ног, а тем более пожилые люди, бывает, что на молитвы просто сил нет. А тут – такая ответственность, не просто за себя, а за село, ближних. Тут уж хоть полуживой, а молиться надо. Для каждой отдельной души это многого стоит...

Отец Валерий на четыре прихода один, и каждый день служить в храме, конечно, не может. Но все равно в кардаиловской церк­ви каждый день звучит молитва - приходят «штатные» и «нештатные» чтецы, читаются часы, каноны, акафисты. Вообще, чтению и пению на приходе уделяется большое значе­ние. Главное, чтобы все звучало с чувством, толком и сердечным разумением.

Однажды пришла к нам бабушка на кли­рос, - вспоминает отец Валерий, - как говорят в народе, беда привела. Вот с ощущением этого своего несчастия, с упованием на Господа и читала она молитвы. «Каждое слово пропускала через сердце», - так сказала она. Было, читает часы, а у самой слезы, еле сдерживает плач. Такое чтение, с пониманием, с расстановкой и постарались закрепить, ему учим и всех новых клирошан.

У отца Валерия дома и в храме очень богатая библиотека, он выписывает книги, вся семья читает, а потом литература рас­ходится по всему селу. Просвещаются все, несмотря на то, что чуть ли не половина Кардаилово—казахи.

 

—Ну и что?- отвечает матушка Зоя, которая служит регентом в хоре храма, на наши расспросы.— У нас в свечной лавочке долго работала крещеная казашка . Так ее горячей вере могли бы позавидовать наши потомственные православные!

Действительно, Свет Христов просве­щает всех!

Батюшка на все руки мастер. Было дело— металлолом собирал, делал шлакоблоки, пек хлеб, даже лес пилил, чтобы как-то за­работать на восстановление храма. Сейчас пришел к выводу, что все это не стоит за­траченного времени и того осуждения, ко­торому подвергается священник, занимаясь не свойственным ему делом. Ведь никому не объяснишь, что все эти «заработки» — вынужденные, и не будь их в свое время, вряд ли было бы сделано столько для вос­становления полуразрушенного храма.

Храм восстанавливается, а вот жить семье священника приходится в доме, которому уже давно требуется капитальный ремонт. Лет во­семь назад самостоятельно сделали фундамент для пристройки. А в прошлом году, купив не­сколько мешков цемента, решили применить строительное «ноу-хау»: смастерили стену, из которой пустые стеклянные бутылки торчат. В опалубку заливали бетон, смешанный со шлаком и опилками, а для создания утепли­тельных пустот (как в шлакоблоке) исполь­зовали стеклянные бутылки. На большой кусок стены ушло всего три мешка цемента! Экономия, однако, чувствительная.

—Вы где же это, отец Валерий,— спра­шиваем,—столько бутылок набрали?

—Да я не пью!—улавливает ход наших мыслей священник.—Меня после треть­ей рюмки кагора уже тошнит. Это народ прознал, что я задумал пристрой с при­менением «бутылочных утеплителей», и самосвалами стали возить. Благо этого добра в деревне хоть отбавляй!

Живности батюшка не держит. Пробовал поначалу, но получалось, несмотря на шестилетний опыт фермерства (и через это прошли в свое время!) не очень хорошо—за хозяйством нужен глаз, а тут службы, требы, часто приходится ездить по делам строитель­ства храма и издательства. Но зато есть небольшой собствен­ный садик, теплица, где уже в феврале — зе­лень и редиска, а в марте—даже огурцы.

И все же главная забота отца Валерия - храм. Изящное строение для сельской глу­бинки. Достался он батюшке в удручающем состоянии, за десять лет своего священства на приходе отец Валерий вместе с благо­детельницей Марией Зайцевой—внучкой монаха Иннокентия и ее сыном Романом завершили большую часть работ по рестав­рации. Восстановлена колокольня, перекрыт новым железом весь купол, в прошлом году храм полностью снаружи оштукатурили, а в этом, с Божией помощью, планируется окончательная отделка. Возле алтаря установили памятный знак жителям села, погибшим за веру в годы репрессий, сведения о которых много лет собирала Мария Андреевна.

Музыка и миссионерство

У матушки Зои и отца Валерия музы­кальное образование, оба начинали с работы в Доме Пионеров, а отец Валерий в свое время был участником известной в Оренбурге эс­традной группы «Встреча», помогал своему однокурснику по музучилищу Сергею Кузнецову на начальных шагах знаменитой группы «Ласковый май», руководил и работал сам в эстрадных коллективах и фотостудии. Матушка сразу после училища начала работу с хором, потом работали в сельских домах культуры – батюшка пел и играл на разных инструментах  в народном ансамбле песни и пляски «Прибужье» на родине матушки – Западной Украине, матушка – тогда еще просто Зоя, работала завклубом в селе, позже пели в цер­ковных хорах. Теперь в кардаиловском храме один из лучших православ­ных хоров в области. Даже паломники приезжают специально на службу – хор послушать.

С прошедшей весны матушка поле нескольких лет уговоров со стороны администрации села пошла аккомпаниатором в Кардаиловский народный хор. Но получилось так, что через несколько месяцев  руководитель хора - заслуженная артистка России ушла на пенсию, и матушке пришлось брать руководство на себя – за неимением кадров. Матушка Зоя—руководитель, а отец Валерий сочувс­твующий и тех.поддержка —подпевает, подыгрывает, делает на компьютере минусовки  для солистов, настраивает по старой памяти звуковую аппаратуру. Хотя и без особого удовольствия, ему по нраву боль­ше бардовскя песня и классика, чем украинские прибауточные запевки и современный рок. Но за возможность влиять на репертуар и приучение людей к хорошей музыке можно своим удовольствием и поступиться.

  Великим Постом удалось уговорить даже неверующих хористов спеть Пасху в храме. И в клубе – зазвучала Пасха! Для того, чтобы невоцерковленным  хористам, особенно мужчинам,  легче было придти в храм, решили пока проводить репетиции в клубе. Да и в храме пыль сейчас столбом – заканчивают внутреннюю отделку, к празднику храм станет внутри из серо-цементного ослепительно белым. А еще и хор из почти сорока человек запоет  - будет селу Праздников Праздник!

Батюшка и матушка в аккомпанирующей группе народного хора. Матушка - на баяне

Еще один момент. В народном хоре поет много сельчан, и раньше на репетициях здесь часто звуча­ли вольности, даже ругань по деревенской привычке — «для связки слов». А теперь не получается - матушка руководитель, да еще и батюшка на каждой репетиции при­сутствует. В начале и конце репетиции звучит молитва. Даже глава районной админист­рации при встрече заметил супругам: «Вы поменяли атмосферу в Доме культуры». Все больше в свободную минуту разговоров о Боге, Церкви, да и репертуар меняется. Все больше хористов из «мирского» хора прихо­дят на спевки церковного.  Ведь хористы в большинстве не слышали раньше духовной музыки, а сейчас, услышав литургийные сложные и красивейшие песнопения в исполнении «церковной» части объединенного хора, с радостью присоединяются, говорят – душа поет от такой музыки! Мужики, которых раньше калачом в церковь было не заманить, по просьбе матушки стали приходить на литургию на клирос, чтобы не делать дополнительных репетиций этой части Пасхальной службы.

 

Привычными для села стали и детские спектакли, посвященные большим церковным праздникам. Сценарии, нужно сказать, весьма профессиональные, для них пишет та самая Ирина Кравцова— заместитель директора детского дома

Участие супружеской четы в различных светских мероприятиях неожиданно возымело удивительный миссионерский эффект. Люди вначале с большим удивлением наблюдали, как отец Валерий мастерски играет на флейте, гитаре, синтезаторе и даже деревянных ложках  на колхозном собрании в честь уборки урожая. А когда он продемонстриро­вал еще и собственные слайды, запечатлев­шие нелегкую сельскую жизнь, передовиков производства и просто сельчан — как будто что-то изменилось в людях. В селе священник обычно как бы немного в стороне, «не от мира сего», а тут неожиданно для многих стал своим. Даже те, кто раньше сторонился церкви, те­перь приходят в храм.

А руководитель хозяйства официально в засуху высказывает просьбу помолиться, «чтобы дождичек пошел на поля». Каждую весну приглашает батюшку перед посевной освятить семена и стада перед выгоном на пастбища. В колхозе много мусульман-казахов, так интересно, что активнее всех просит об освящении скота именно заве­дующий фермой—казах!

У батюшки дома – целое издательство, компьютеры, принтеры, другое оборудование. Печатают брошюры для библиотеки и на продажу, тиражируют понемногу православные диски. Многие сельчане  приходят то сфотографироваться на документы, то просто отпечатать фото с телефонов и фотоаппаратов, сделать календарики к юбилею и многое другое. Часто звучат просьбы о ремонте компьютеров, обучении разным программам, настройке интернета. Батюшка никому не отказывает. Получается такое ненавязчивое миссионерство – батюшка чем может помогает людям в бытовых делах, а это в свою очередь помогает людям преодолеть полосу отчуждения к церкви и ее служителям, которое навязано многими годами атеизма. Самое интересное, что батюшка ни на что не устанавливает цену – ни на требы, ни на свои услуги.

Позиция такая: священник – отец своих прихожан. Как можно торговать с детьми? Если отец хороший, добрый, дети никогда не дадут умереть с голоду. Как хочешь, чтобы поступали с тобой люди, так и ты поступай – эти евангельские слова оправдываются полностью. Именно такое отношение дало возможность практически без спонсоров сделать очень многое для восстановления храма. Да и в быту – зачем не обратишься к людям, все стараются услужить бесплатно, а за услуги дают зачастую суммы, кратно превышающие стоимость таких услуг в бытовых службах.

В храме на праздники стало не протол­кнуться, успешно действует православная библиотека и видеотека—собрана огромная коллекция дисков, больше тысячи, и теперь всем желающим можно не только посмот­реть православное кино прямо в храме, но и послушать церковные песнопения, и взять интересующие диски напрокат.

Отец Валерий вре­мени даром не теряет, у него в планах - со­здание молодежного музыкального коллек­тива. Уже не одного сельского парня обучил игре на гитаре, которой сам владеет доста­точно профессионально. В местном училище  выпросили старенькую списанную ударную установку, есть синтезатор, электрогитары, необходимое звуковое оборудование. Есть и молодежь, желающая применить инструменты в дело. И самое интересное, что большая часть уче­ников—выпускники воскресной школы.

Вера Жидкова.

Фото

из архива иерея Валерия Логачева,

с Кардаилово, Илекский район.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новости

  • Новый настоятель храма
  • 28 Сентябрь 2010
  • Назначен новый настоятель иерей Олег

    Указом Его Высокопреосвещенейшего Владыки Валентина от 28 сентября 2010 года назначен новый настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы иерей Олег Цаплин.

  • Концерт православной и бардовской песни
  • 08 Июнь 2010
  • 4 июня 2010 года на площади за оренбургским торговым комплексом «Новый мир» (ул. Салмышская 41), прошел концерт авторской гитарной песни в исполнении настоятеля Покровского храма с. Кардаилово Илекского района иерея Валерия и матушки Зои Логачевых. В программу вошли бардовские и духовные песни о дружбе и любви, о чести и счастье, о правде и праведности, о грехе и расплате за него, о жизни и смерти. Концерт прошел успешно, зрители выразили надежду вновь увидеть и услышать дуэт семьи священника.